Добавить в календарь

Выставка «Логика разрыва. 50 лет искусства фотографии в Самаре»

Галерея «Виктория» представляет выставку «Логика разрыва. Искусство фотографии в Самаре за 50 лет», обобщающую опыт, мировоззрение и художественные приемы самарских фотографов с 1970-х годов до наших дней. Самарская школа фотографии оставалась нейтральна к идеологии, делая акцент на визуальных средствах, передавая атмосферу и состояния через детали и систему образов. Часто в своих работах авторы обращаются к пейзажу, в том числе городскому, исследуя через отдельные объекты среду в целом. В передаче или создании фактур, фиксируя «дух места», самарские фотографы допускали некоторую недосказанность, оставляющую пространство для философских размышлений. На выставке, подводящей итоги основным тенденциям локальной сцены, будут представлены работы наиболее заметных и важных авторов и фотоклубов, работавших в 1970-2010 годы.

В 1970-е годы в оборонно-промышленном Куйбышеве вопреки атмосфере и обстоятельствам появился фотоклуб «Параллакс», в котором работал Владимир Привалов, сформировавший собственный узнаваемый почерк в подходе к съемке дикой природы. На выставке будут представлены его ранние и современные работы.


Среди экспонатов выставки «серебряные отпечатки» участника «Параллакса», фотографа Сергея Ускова 1970-х и снимки художника-графика Георгия Кикина 1980-х, до этого никогда не экспонировавшиеся в России.


1980-е годы Сергей Осьмачкин стал развивать городскую школу фотографии, организовав фотоклуб «Самара». Его работы, которые можно будет увидеть на выставке, находятся во многих фотографических собраниях Национальной библиотеки Франции, Музея изящных искусств г. Санта-Фе (США), Музея фотографического университета Брукса, США и других.


Особняком в самарском искусстве стоит Евгений Рябушко, чье творчество 1990-2000-х представляло концептуальную фотографию на самарской арт-сцене. Для него характерны провокативность, обилие деталей, выстраивание отношений между словом и образом, перформативность.


В цифровую эпоху традиции «Параллакса» продолжило международное творческое объединение Fixxer, которое возглавили Сергей Осьмачкин и Дмитрий Орлов - известный в Самаре архитектор и фотограф.


Программные работы самарского клуба Fixxerа представлены Дмитрием Орловым, Еленой Елеевой, Яном Саркисяном, Вячеславом Чалдышкиным, Юлией Зотаниной, Полиной Кубаревой, Павлом Куприяновым.


Пейзажные опыты продолжает Филипп Елистратов, основатель Клуба аналоговой фотографии, открытого в 2016 году. На поле действия совриска, которое развивается в Самаре, выходят новые интересные авторы, представляя свои школы и направления, иллюстрируя «параллаксное видение» уже в общекультурном, а не в фотографическом значении.


Свет и геометрия становятся героями фотографических «видений» в работах Евгения Бугаева 2010-го года.


Саркастический взгляд на мир свойственен работам Николая Муханова.


Сложную игру образов создает сегодня молодой фотограф Евгений Музалевский, ученик мастерской Сергея Браткова (Москва).


Изображению маргиналов посвящены современные репортажи Дмитрия Птицына.


В отдельном зале собраны работы участников фотоклуба «Контраст», состава 2018-2019 г., когда он стал существовать в формате арт-сообщества. Его участники полностью перешли на цифровую фотографию, экспериментировали с digital-технологиями, но и в них можно увидеть тот медитативный, исследующий потустороннюю изнанку реальности, которая была у лучших самарских фотографов в 1970-е.


Кураторы: Сергей Баландин, Сергей Осьмачкин


Участники выставки: Илья Борзунов, Евгений Бугаев, Елена Елеева, Филипп Елистратов, Юлия Зотанина, Дарья Каракулова, Георгий Кикин, Ксения Корнилова, Полина Кубарева, Евгений Музалевский, Николай Муханов, Дмитрий Орлов, Сергей Осьмачкин, Анастасия Похильчук, Владимир Привалов, Дмитрий Птицын, Евгений Рябушко, Ян Саркисян, Вячеслав Спиридонов, Анастасия Тихомирова, Сергей Усков, Вячеслав Чалдышкин.