Театр среди серых панелек. Авторская статья Дарьи Бобровой

29 июля 2020 в 23:08

Независимый театр на Голосова,20 притягивает людей разных возрастов и мировоззрений своей теплотой и искренностью. Это особенно ценно в связи с тем, что талантливые и культурно-осведомленные люди покидают родной город в поисках возможностей.


Каждый, наверное, знает о таких великолепных всемирно известных театрах как «Ла Скала» (Италия), «Гранд Опера» (Франция), «Венская опера» (Австрия), «Ковент-Гарден» (Англия), «Метрополитен Опера» (Нью-Йорк), «Большой театр» (Россия), «Сиднейская опера» (Австралия), «Бродвейский театр» (Нью-Йорк), «Арена ди верон» и «Театр Колон» (Южная Америка). Несомненно, они играют очень важную роль в культурной эволюции общества: развивают мышление, воображение и чувство вкуса, расширяют кругозор людей.


Театры бывают совершенно разными, но есть момент, без которого театр значил бы не более, чем ноль без палочки. Это, конечно же, зритель! При упоминании лишь слова «театр» в сознании каждого, хотя бы в некоторой степени культурно развитого человека, возникает ряд ассоциаций. Кто-то воображает себе манерных дам в изящных вечерних одеяниях и господ в отглаженных брюках и элегантных фраках, овеянных утонченным ароматом; а кто-то - милых разговорчивых старушек с поседевшими кавалерами под ручку, улыбчивую гардеробщицу и антракт с бутербродами из ржаного хлеба и сёмги к сладкому чаю в буфете. Другие представляют себе улыбки подрастающих детишек в нарядных пышных платьицах и костюмчиках, радостных мам и пап с ними, стоящих в очереди в буфет, дабы отведать воздушную, будто нежное облачко, пенку молочного коктейля и закусить любимым пирожным. Человеческая фантазия безгранична, потому могу опираться лишь на свой чувственный опыт. В этом вопросе не могу не согласиться с знаменитым изречением Оскара Уайльда: «Вeauty in the eye of the beholder» («Красота в глазах смотрящего»).


Можно бесконечно восторгаться и разглагольствовать о значимости и, если угодно, эстетике малых и больших театров, однако моей целью является передать своё видение независимых театров, коим, к примеру, является «Театр на Голосова,20». Это лишь моё видение, но, может быть, оно изменить чьё-то мнение о необычных театрах.


Начну с того, что я провела всю свою пока не длинную жизнь в Тольятти. Несмотря на то, что «город креста» проектировался как город-мечта, в последние 10 лет его будто бы преследует злой рок: молодые, перспективные и талантливые люди покидают город сотнями и даже тысячами: за 2018 год из города уехало более 1,5 тысячи молодых, так нужных молодому городу специалистов. Конечно, фатум здесь не причем! Исходя из данных опроса кафедры социологии «Тольяттинского государственного университета», респонденты от 15 до 35 лет недовольны многим: зарплатой, отсутствием жилья и благоустройства и даже низким качеством медицинского обслуживания в городе. Покидают родной город и из-за низкого уровня культурного досуга: репертуар театров не вдохновляет молодёжь, а культурные мероприятия проводятся крайне редко.



Автоград, обрамленный Жигулевскими горами и лесными насаждениями, действительно славится грамотной планировкой районов и зеленью дворов; в нём, казалось бы, и помимо созерцания красивых видов, есть чем заняться. Тогда почему у многих молодых ощущение, что культура города едва теплится? Достаточно выйти на улицу, чтобы ответить на этот вопрос: Филармония, глоток чистого воздуха, стоит, окруженная серыми домами, «злачными местами», пивными точками и низкосортными барами, как напоминание о том, что высокая культура еще теплится в городе. В городе, что примечательно, мало «свежих» музыкальных групп, но надежда на появление новых «Kiss» с хитом «Detroit Rock City» все еще не угасает.


У меня есть один очень важный секрет: я знаю, где светится «маяк», который дает надежду и делает все возможное для того, чтобы культура в Тольятти не погасла окончательно. Точкой притяжения является культурный центр «Начало» на Голосова 20. Именно сюда стекаются нескончаемые потоки интересующихся, жадных до знаний и нового опыта горожан. Мероприятия доступны каждому, ведь центр работает на благотворительных началах и имеет небольшую поддержку со стороны государственных органов. Примечательно и то, что в «Начале» проходят не только театральные показы, но и различные концерты, лекции и фестивали. Нас же интересует именно театральная деятельность «храма» культуры.


Не стоит ожидать заурядного образа от «Начала». Здесь нет мраморных колон, но есть бетонные, нет и прекрасных, освещенных красных ковровых дорожек. Не встретить тут и напыщенных посетителей, хотя люди здесь бывают разные: от грудных вкуснопахнущих младенцев до пенсионеров, чьё лицо овеяно сеточкой морщин; от галантных мужчин до мальчишек с зелёным ирокезом. Всё в «Начале» очень просто устроено, но от этого ещё уютнее становится это любимое многими место. На потолке висит лампочка, а стены покрыты белой и черной краской, батареи без облицовки и совсем нет плинтусов, а на полу паркет сменяется голым бетонным полом, в углу стоит уже давненько вышедшая из строя «Ласточка», а за стеной работает библиотека, в которой тоже можно открыть для себя что-то новое и интересное.


Это место ценно тем, что в нём уютно, тебе всегда рады и ненавязчиво заботятся о твоём комфорте, наливают чай, если ты вежливо попросишь. Лично я посещаю «Начало» уже около года, была экспонентом выставки, публично читала свои стихи и выступала с перфомансом. И да, несмотря на то, что я очень застенчива и вообще не люблю показывать продукты своего творчества, однако я смогла сделать все эти прекрасные вещи и горда собой. А получилось это благодаря принимающей публике, заботливым организаторам и уютной обстановке, которые дарят ощущение безопасности.


Театр на Голосова 20 - это тоже не просто театр. Здесь не ставят спектакли по произведениям классического репертуара, но можно стать зрителем чего-то необыкновенного, актуального и настоящего. В этом плане наибольшее впечатление произвела на меня постановка пьесы, написанной Дарьей Тарасовой на основе реальных историй людей без определенного места жительства, «Путь домой", выбранной режиссёром Ольгой Антипенко из нескольких документальных пьес, пера непрофессиональных авторов в рамках проекта в 2018 году. На сцене профессиональные и самодеятельные актёры, а также студенты актёрского факультета. Их глаза горят, душа стремится ввысь, а тело готово трудиться на погружение зрителя в другую реальность. Тема, затронутая в спектакле, может оттолкнуть или испугать кого-то. Важно понимать, что это не столько художественное произведение, сколько исследование: Как люди оказываются на социальном дне? Что с ними происходит? Можно ли это остановить. Он призывает относиться к этим членам общества и помогать, если есть такая возможность, ведь не все по собственной воле оказались на улице: кого-то предали, а кто-то серьёзно болен.


Можно счесть за недостаток непрофессионализм автора и актеров и ты, читатель, имеешь на это полное право. Однако же я считаю это скорее преимуществом, если принимать во внимание направление работы центра и цель самого автора и режиссёра. Отмечу, что «Путь домой» - уже третья работа независимого театрального объединения «Театр на Голосова 20»: раннее зрителям были представлены спектакли «Небесная» и «Человек долга». Люди, которые творят чудо, которые заставляют людей невольно задумываться над многими вещами, видеть то, чего не могли заметить у себя под носом долгое время, а возможно, даже поменять взгляд на вещи и изменить некоторые аспекты своей жизни. 


Для меня театр - исступлённый крик, речь через рупор искусства о том, что беспокоит человека. Для меня это не буфет и не платье, а ответственное событие, ведь сцена театра - отдельная реальность, в которую зритель имеет шанс погрузиться, примерить на себя опыт героев и понять вещи, окружающие его.


Проблема маленьких театров провинциальных городков сегодня очень остра. Тольятти – лишь пример умирающего города, к сожалению. В связи с годом театра, объявленным президентов РФ, В.В.Путиным, надеюсь, что каждый станет зрителем театра, надеюсь, некоммерческого.


Автор: Дарья Боброва

В местах:

Начало


ДРУГИЕ НОВОСТИ

Марафон #помогиврачам

Может быть интересно